Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ
16, С. 286-287 опубликовано: 10 октября 2012г.


ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ

[друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов, имевшая место в ходе общего обострения мусульмано-христ. отношений на Ближ. Востоке в сер. XIX в. (см. в ст. Антиохийская Православная Церковь // ПЭ. Т. 2. С. 523). Противоречия между этими этноконфессиональными группами накапливались с 1-й трети XVIII в., когда началось массовое переселение маронитских христиан из сев. округов Ливана в населенные друзами центральные и юж. районы. Первоначально друзские феодалы поощряли миграцию шелководов-христиан, привносивших в их владения новые методы ведения сельского хозяйства. Ситуация изменилась в 30-х гг. XIX в., когда в период оккупации Ливана егип. войсками большая часть друзской знати была изгнана из страны, а земли перераспределили между поддержавшими новые власти маронитскими лидерами. Меры, применяемые египтянами по установлению фактического равноправия подданных вне зависимости от их религ. принадлежности, привели к росту политического самосознания местных христ. общин, а раздача маронитам оружия и привлечение ливан. христиан к подавлению антиегип. восстаний друзов превратили маронитское ополчение в мощную военную силу. Ливан. эмир Башир II Шихаб (1788/89-1840), ранее тайно перешедший в христианство, стал открыто участвовать в богослужении, проводимом по маронитскому обряду. Христиане составляли большинство в подчиненных ему войсках и адм. аппарате. Разгром египтян в 1841 г. и последовавшее возвращение в страну друзской элиты, рассчитывавшей восстановить свои феодальные прерогативы, сделали межконфессиональный конфликт неизбежным. Усилению внутриливан. противостояния способствовала политика османских властей, стремившихся восстановить свое влияние в Ливане, и европ. держав, желавших усилить свои позиции на Ближ. Востоке: прежде всего Франции, традиционно поддерживавшей маронитов, и Великобритании, сделавшей ставку на друзов. К осени 1841 г. отношения между 2 общинами накалились до такой степени, что обычная драка между друзом и маронитом из-за убитой куропатки переросла в вооруженную стычку и была использована друзской знатью как предлог к началу христ. погрома. 13 окт. 1841 г. представители крупнейших друзских родов, собравшиеся в ливан. столице Дайр-эль-Камар, неожиданно напали на проживавших в городе маронитов, совершая убийства, грабежи и поджоги. Маронитская милиция Центр. и Юж. Ливана откликнулась на призыв своего патриарха к священной войне и выступила в защиту единоверцев, однако друзское ополчение продемонстрировало лучшие боевые качества. Из 1500 погибших в столкновениях большинство были христианами. Османские власти, заинтересованные во взаимном ослаблении крупнейших ливан. общин, медлили с вступлением в конфликт. Только в нояб., когда стал очевиден перевес сил на стороне друзов, турки по требованию европ. держав ввели войска в Ливан. Решение османских властей о разделе Ливана на друзскую и маронитскую каймакамии (округа, подчиненные каймакамам) создало 1-й на Ближ. Востоке прецедент территориального деления на этноконфессиональной основе. Неясность принципов нового политического устройства, неопределенность границ каймакамий и неразрешенность вопросов, связанных с возмещением разграбленного имущества, создавали благоприятную почву для продолжения конфликта. Наибольшего напряжения достигла обстановка в подчиненных друзскому каймакаму маронитских районах, где распространились реваншистские настроения.

В мае 1845 г. начался 2-й этап Д.-м. в. Друзы вновь оказались более сплочены и лучше организованы в военном отношении; кроме того, им на помощь прибыли единоверцы из Антиливана и Джебель-Друза. Результатом столкновения стали десятки разоренных христ. поселений, сотни убитых и тысячи маронитских беженцев, хлынувших на побережье Ливана. Османские власти вновь не спешили разъединить и разоружить враждующие стороны. Только под давлением европ. держав султанское правительство решилось завершить начатую адм. реформу, что неск. снизило этноконфессиональную напряженность.

Относительно мирное сосуществование ливан. общин продлилось 15 лет. Историки расходятся в определении того, что лежало в основе 3-го, наиболее ожесточенного этапа Д.-м. к.- массового кровопролития 1860 г.: желание традиц. маронитской и друзской знати отвлечь внимание крестьян-единоверцев от борьбы за ликвидацию сословных привилегий, интриги европ. держав, искавших предлог для вмешательства в османские дела, заговор приближенных султана, противившихся проведению реформ, или столкновение, носившее стихийный характер. На этом этапе Д.-м. к. в центральных и юж. областях Ливана предшествовало восстание на севере страны, где крестьяне-марониты взбунтовались против феодалов-единоверцев. Маронитская Церковь, в к-рой преобладали выходцы из простонародья, решила воспользоваться благоприятным моментом, чтобы заявить о претензиях не только на духовную, но и на светскую власть. Действуя под прикрытием религиозно-политической орг-ции «Местная христианская ассоциация», иерархи снабжали оружием христ. молодежные отряды Юж. Ливана, призывая к истреблению друзов и созданию отдельного христ. гос-ва под франц. протекторатом. В свою очередь друзские шейхи также разжигали религ. фанатизм своих единоверцев. Первыми военные действия начали марониты (26 мая 1860), но вскоре инициатива перешла к друзам, сплотившимся под предводительством традиц. лидеров. Высокая дисциплина и моральный дух друзов позволяли им одерживать победы даже над многократно превосходившими их силами противника, в результате христ. ополчение севера перестало помогать единоверцам. Было разрушено большинство маронитских городов и селений Центр. и Юж. Ливана, ок. 500 церквей, 40 мон-рей и 30 христ. школ, погибло 6-10 тыс. христиан, десятки тысяч беженцев искали убежища в приморских городах. Только 6 июля по настоянию европ. консулов бейрутскому паше пришлось вмешаться и побудить друзских и маронитских лидеров заключить соглашение о мире. Османские власти провели показательные аресты тур. чиновников и друзских шейхов. Однако в авг., когда в стране уже воцарилось спокойствие, Франция под предлогом защиты местного христ. населения ввела в Ливан войска. Прямая угроза европ. оккупации подтолкнула османские власти провести кардинальную реформу политического управления и социальной организации в Горном Ливане. «Органический статут Ливана», принятый в 1861 г. и получивший окончательную редакцию в 1864 г., в целом удовлетворял претензиям и друзской и маронитской общин, уставших от кровопролитной междоусобной борьбы. На долгие десятилетия в Ливане установился религ. мир.

Лит.: Churchill C. H. The Druzes and Maronites under the Turkish Rule, 1840-1860. L., 1862; Панченкова М. Т. Политика Франции на Ближнем Востоке и сир. экспедиция 1860-1861 гг. М., 1966; Harik I. Politics and Change in a Traditional Society: Lebanon, 1711-1845. Princeton, 1968; Котлов Л. Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (сер. XIX в.- 1908 г.). М., 1975; Baaklini A. I. Legislative and Political Development: Lebanon, 1842-1972. Durham, 1976; Abraham A. J. Lebanon at Mid-century: Maronite-Druze Relations in Lebanon, 1840-1860: A Prelude to Arab Nationalism. Wash., 1981; Зеленев Е. И. Османизм и его роль в обществ.-полит. жизни Сирии: 2-я пол. XIX - нач. XX в. Л., 1990; Rizk K. Les événements de 1860 et le premier Mutasarrifya: tenants et aboutissants du Grand-Liban. Kaslik, 1992; Fawaz L. T. An Occasion for War: Civil Conflict in Lebanon and Damascus in 1860. L.; N. Y., 1994; Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: Реформы в сир. провинциях Османской империи в кон. XVIII - нач. XIX в. М., 1998; Булеков А., диак. О Маронитской Церкви // АиО. 2000. № 1(23). С. 322-324; Farah C. F. The Politics of Interventionism in Ottoman Lebanon, 1830-1861. Oxf., 2000.
Т. Ю. Кобищанов
Ключевые слова:
Всемирная история Антиохийская Православная Церковь. История Друзско-Маронитский конфликт [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливанскими общинами друзов и маронитов Друзы, замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде египетских шиитов-исмаилитов Марониты, приверженцы восточного христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Северо-Западной Сирии и Северного Ливана
См.также:
ДРУЗЫ замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов
АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников
АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат)
АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) (обряд), древнее богослужение Антиох. Правосл. Церкви
АНТИОХИЯ (совр. Антакья, Турция), город на р. Оронт, истор. центр Антиох. Правосл. Церкви
БЕЛГРАД столица Сербии
БЕЛИЗ гос-во в Центр. Америке на п-ве Юкатан
БЕЛЬГИЯ гос-во в Зап. Европе
БЕНЕДИКТ XV (1854-1922), папа Римский (1914–1922)
БЕРАТ жалованная грамота, выдававшаяся тур. султанами и персид. шахами Патриархам Вост. Церквей